Новый «Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств»
22 октября 2013С 15-го октября на территории РФ начал действовать новый «Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств», основное предназначение которого парламентарии видят в облегчении жизни водителей. Теперь постановка автомобиля на учет должна занимать час времени, в очереди придется постоять не более пятнадцати минут, а затраты времени на продажу и снятия с учета транспортного средства – минимальны. Задумка хорошая, но на деле стаи возникать сложности и проблемы.
В новом регламенте ни сова не сказано о процедуре trade–in, при которой владелец автомобиля вообще не должен заниматься продажей – достаточно приехав в салон, сдать старую и получить новенькую машину. Всем известна практика оценки подержанных авто по цене ниже рыночной, с целью дальнейшей продажи чуть дороже. Многие автовладельцы были согласны на подобные условия. Это приносило водителю не только удобства, но и некоторую выгоду – к примеру, при покупке модели Ford производитель дополнительно скидывал со стоимости 50 тысяч рублей при приобретении ее по системе trade-in.
Ранее система работала так: автовладельцем его транспортное средство снималось с учета, передавалось дилеру автосалона, который занимался переводом денег на счет нового автомобиля. Потом покупатель просто забывал о своей бывшей «ласточке», которая тихо и спокойно себе искала нового покупателя в автосалоне.
Однако, с введением нового регламента, автовладелец теперь не может снять машину с учета, и вынужден будет отдать ее со старыми номерными знаками. Дилеры теперь не будут уверены в том, что на этой машине нет криминального прошлого или судебного запрета.
Есть повод для переживаний и бывшего владельца. Дело в том, что до момента постановки на учет транспортного средства новым хозяином машина числится на предыдущем владельце по базам налоговой службы и ГИБДД. А, соответственно, и налоги на автомобиль будут приходить уже не пользующемуся автомобилем водителю.
Есть и еще один нюанс, который доставляет лишнее беспокойство дилерам. Бывший автовладелец имеет право в течении 10 дней после оформления купли-продажи авто приехать в дорожную инспекцию и положить конец регистрации транспортного средства. При этом документы на машину и ее номерные знаки объявляются в розыск. Восстановить регистрацию позже, конечно, можно. Но мало кто захочет этим заниматься. А что должен в этот момент чувствовать новый владелец автомобиля? А главным плюсом системы trade-in как раз являлась простота оформления и спокойствие для всех сторон сделки.
На фоне последних событий многими дилерами прекращена процедура принятия машин по системе trade-in. Руководитель отдела маркетинга по продажам подержанных автомобилей ЗАО «Мерседес – Бенц» Сергей Морин в беседе с «Авто Mail.Ru» поделился опытом выхода из кризисной ситуации. сотрудники его компании намерены перерегистрировать машины на себя, а в договоре будет уточнение о том, что средства на счет нового авто будут теперь перечисляться только после смены владельца в базе ГИБДД. Этот срок, по его мнению, составляет не более десяти дней.
Но при всей кажущейся простоте этого выхода, дилерам придется быть готовыми к дополнительным расходам. Сотрудник должен будет отправиться в дорожную инспекцию на автомашине, чтобы поставить ее на учет. Компании придется платить НДС и остальные налоги. Большой удачей будет, если авто продастся быстро, но ведь его продажа может очень затянуться во времени. В общем, многие дилеры испытывают тревогу и волнение. До настоящего времени доля продаж премиального сегмента по системе trade-in в некоторых автосалонах составляла до 30%, а по отдельным автомобильным сериям – до 50%.
Проблему можно решить еще одним путем. Договор купли – продажи автовладельцем не подписывается, автомобиль выставляется на комиссию. С учета ее хозяину снимать не придется и числиться она будет за ним, а денежный зачет на новое авто он получает сразу.
Возникает резонный вопрос – как поступать клиентам в настоящий момент? Многочисленными экспертами выносится предложение дождаться комментариев ГИБДД. В одних автосалонах оттягивают момент приема автомобиля по системе trade-in, ссылаясь на кучу необходимых для этого справок. Тянут время, короче. Другие автосалоны продолжают работу. Например, директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Артем Самородов считает, что бизнес останавливать не резонно и надо продолжать трудиться по новому регламенту, пусть и не во всем понятному. Руководитель отдела продаж с пробегом «Атлант -М Бажова» Павел Матвеенко в интервью «Авто Mail.Ru» отметил, что в их автосалоне принимают автомобили по trade-in с номерными знаками. Но судьба транспортного налога и остальных тонкостей пока не известна. Матвеенко обнадежил клиентов, заявив о том, что в течение следующей недели - двух он намерен утрясти все неясности с ГИБДД.
При плохом прогнозе, а именно действии регламента в его настоящем виде, дилерская сеть России может понести серьезные убытки. Сжатие сегмента trade-in при существующем уровне падения продаж совсем не добавят оживления авторынку. Если изменения не примутся, дилерам в дальнейшем при оценке автомобиля придется учесть свои предстоящие расходы и многочисленные будущие риски.