История ВАЗ начинается в далеком 1967 году началось строительство производственных мощностей Волжского автомобильного завода в городе Тольятти. Генеральным директором будущего гиганта советского автомобилестроения назначили В. Н. Полякова, бывшего заместителем министра автопрома. Место главного конструктора завода занял В. С. Соловьев. Уже в начале 1970 года с главного конвейера предприятия сошли 6 новеньких автомобилей ВАЗ-2101, обретших позже славу легендарной «копейки».

История ВАЗ. Логотип автомобиля Жигули PNG
Логотип Жигули

Начало истории ВАЗ

Прототипом «Жигулей» выступил итальянский «FIAT-124». Однако большая часть комплектующих советской малолитражки была отечественного производства. ВАЗ-2101 оборудовался четырехцилиндровым двигателем, характеризовавшимся мощностью 60 л. с. (44 кВт). «Жигули» могли разогнаться до 140 км/ч. Предполагалось, что «копейка» станет поистине народным автомобилем.

Поляков В.Н гениральный директор ВАЗ
История ВАЗ. Поляков В.Н гениральный директор ВАЗ

В.С.Соловьев главный конструктор ВАЗ
История ВАЗ. В.С.Соловьев главный конструктор ВАЗ

Тем не менее, в процессе производства автомобиля возникло немало проблем, которые развеяли мечту инженеров и конструкторов о создании доступной для всех советских граждан машины. Каждая новая модель в семействе «Жигулей» становилась все более дорогой в сравнении с предыдущими авто. Однако продукция завода ВАЗ пользовалась достаточно высоким спросом на советском рынке (во многом благодаря отсутствию достойных конкурентов). В конце 70-х годов с конвейеров сошли «Жигули» универсал, а в 1977 году был налажен выпуск полноприводной модели «НИВА» (ВАЗ-2121).

ВАЗ 2101 копейка PNG
История ВАЗ. Легендарная ВАЗ 2101 "Копейка"

Выпускаемый ряд «Жигулей» непрерывно модернизировался. Во времена СССР специалистами Волжского автомобильного завода было освоено производство девяти моделей авто. Наиболее популярными из них считались ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106. Позже «шестерки» начали вытесняться переднеприводными ВАЗ-2109 и ВАЗ-2010.

История ВАЗ 2102

ВАЗ 2102 png
История ВАЗ. ВАЗ 2102

ВАЗ-2102 - классический универсал первого семейства с пятью дверями, задняя из которых открывалась вверх, производился в 1972-1986 годах. На пике своей популярности он завоевал звание "лучшего друга" советского дачника, вполне оправданное, которое постепенно перешло к его преемнику - ВАЗ-2104.

История ВАЗ 2103

ВАЗ 2103 PNG
ВАЗ 2103

1972 год ознаменовался налом производства более мощной версии "Жигулей" - ВАЗ-2103. Большинство определяли авто как более комфортабельную, престижную и абсолютно новую модель, разумеется, и более дорогую для большей части населения. На самом деле это была модификация "Люкс", которая полностью копировала FIAT 124 Speciale 1968 года. Ее конструкцию переработали по тому же принципу, что и FIAT 124, который превратился в ВАЗ-2101. Соглашение с концерном FIAT определяло освоение ее производства несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.

ВАЗ 2106 PNG
ВАЗ 2106

ВАЗ-2106, переработанная для советских условий использования из FIAT 124 Speciale образца 1972 года произвела фурор на отечественном рынке: никто не ожидал, что она станет самой востребованной и «народной» продукцией Волжского автозавода.

Вездеход "Нива" (ВАЗ 2121 / 2123 / 21213 / 2131 ) произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В то время этот автомобиль не мог похвастаться спросом на отечественном рынке, несмотря на постоянный недостаток «легковушек» в бывшем Союзе. В 1980 "ВАЗ-2121" заслуженно стал золотым медалистом 53-й Международной ярмарки в Познани.

Как в свое время "шестерку" воспринимали престижнее ВАЗ-2103, так и ВАЗ-2107, выпускаемый с 1982 года, в соперничестве с "пятеркой" был эксклюзивом в себе.

С конца 1984 и на протяжении следующего года универсал «первого» поколения-ВАЗ-2102 выпускали вместе с его преемником - пятиместным универсалом ВАЗ-2104 классической компоновки, «классиком» второго поколения. Затем, как это часто бывает, новое полностью заместило на конвейере старое.

Клиновидная "Самара" с трехдверным кузовом хэтчбек , которую представили на суд общественности в конце 1984, стала поистине эпохальным событием и для отечественных автолюбителей, и для собственного создателя – Волжского автозавода. С модели ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara история ВАЗ начинает отсчет массового выпуска в стране «легковушек» с передним приводом.

История ВАЗ

В 1987, уже в третий раз, мастера Волжского автомобильного завода удостоены приза "Золотой Меркурий" за большой вклад в развитие производства и международного сотрудничества.

ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara, вышедший на рынок в 1987 году, рассматривается как более "статусный" автомобиль для главы большой семьи – за счет пяти дверей и, что следует из этого, менее экспрессивного внешнего вида, чего не скажешь например о его соплеменнице ВАЗ-2108 Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma, по сути своей, "девятка" с кузовом седан, оборудованным четырьмя дверями.

1989 Внешнеторговое объединение "АвтоЛАДА" удостоено международного приза совета торговых руководителей "Трейд Лидерз Клаб" за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран.После распада Советского Союза АвтоВАЗу потребовалось полное изменение своей деятельности, что, впрочем, коснулось и всех остальных отечественных акул промышленности. Кризисное состояние было продолжительным, однако уже к середине 90-х годов АвтоВАЗ смог преодолеть проблемы и постепенно стал наращивать производство.

Микролитражная ВАЗ-11113 "Ока" уже больше 10 лет известна как самое дешевое отечественное легковое авто. Некогда ее даже называли народным автомобилем , а местом ее сборки определили гигантский промышленный комплекс в Елабуге. Так намеревались победить-таки многолетний дефицит автомобилей. На деле все мечты и проекты оказались невыполнимыми. В итоге досаждавшая АвтоBA3y сборка "Оки" в середине 1990-х окончательно была передана заводам СеАЗ (вошедшему в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.

На Парижском автосалоне в 1994 году впервые увидела мир линейка автомобилей - ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка ВАЗ-2111 с пятью дверьми – пионерами среди вазовских универсалов с передним приводом.

В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль.

На инвестиционной выставке "Технологии из России", организованной в Риме в 1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.

В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей "2120", "2129", длиннобазной "Нивы" - "2329", "2131" и спортивной модели "21107".

В том же году общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее время планируется увеличить их выпуск на 18 тыс. штук.

В 1998 на суд потребителю была представлена модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться инновационными 16-клапанными двигателями.

В том же 1998 году началось производство ВАЗ-2120 "Надежда" – полноприводного "мини-вэна" на семь мест, «изюминкой» которого стал необычный кузов со cдвижной задней правой дверью.

На данный момент на российских рынках из-за невысокого качества «Жигулей» засилье автомобилей из Кореи и Японии. АвтоВАЗ, для того, чтобы преломить тенденцию, предпринимает определенные действия. В планах АвтоВАЗа совместный выпуск вместе с компанией «Адам Опель АГ» новейшей модели «Опель Астра». На сегодняшний день ВАЗ производит более половины всего числа легковых российских автомобилей.

В перспективе на 2003–2004 гг. предполагается производство нового семейства моделей «Калина» в европейском размерном классе «В». Пока есть 3 модели: ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119 (хэтчбек). Планируется появление и ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая платформа семейства «Калина» унифицирована с «десятым» семейством, а сама машина несколько изменится в размерах (укоротится). Базовым мотором станет обновленный 1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров мотора ВАЗ-21083).