Шесть дрэгстеров построенных в СССР
17 марта 2017Про кольцевые гонки и автокросс, которые проводились в СССР, известно достаточно много. Но был ли в Советском Союзе дрэг-рейсинг? Разумеется не было. А вот дрэгстеры были. Как минимум шесть штук. О них мы вам сейчас и расскажем.
Харьков-Л3
Первый советский дрэгстер родился в кузнице скоростных автомобилей Союза – в Харькове. Харьков-Л3 был построен Эдуардом Лорентом в харьковском автомотоклубе общества «Трудовые резервы» в 1965 году на базе трубчатой рамы. Двигатель был расположен сзади, для максимальной загрузки ведущих колес. Малая масса конструкции (240 килограммов) была достигнута за счет широкого применения легких сплавов, а также отсутствию аккумулятора и стартера.
Автомобиль сохранился до наших дней. В период с 1967 по 1984 он участвовал во всесоюзных заездах на скорость (парных заездов, как вы понимаете, на официальном уровне не было), причем с 1977 года на него устанавливали двигатели большего объема: вместо былых 245-558 кубиков появились моторы объемом более полутора литров. Управляли автомобилем Эдуард Лорент и его сын.
Харьков-Л5
Автомобиль на фотографиях, формально, тоже можно отнести к советским дрэгстерам, так как его постройка началась еще в конце 70-х годов прошлого века, но не была окончена. Дооснащать созданную еще в СССР раму Эдуард Лорент (внук и тезка создателя Харьков-Л3) начал в 2011 году, а готов автомобиль был к 2015 году.
Часть рамы была изменена согласно современным требованиям безопасности, а за передней осью установлен трехлитровый, работающий на метаноле двигатель Opel X30XE с турбокомпрессором BorgWarner. Таким образом, Харьков-Л5 – единственный дрэгстер с советскими корнями, который до сих пор ведет спортивную карьеру.
ХАДИ-24
Не могли остаться в стороне от создания дрэгстеров и в Харьковском автодорожном институте. ХАДИ-24 был создан по инициативе секретаря харьковского областного отделения ДОСААФ Олега Владимировича Акимова, а построили его студенты вуза. Автомобиль был оснащен 500-кубовым двигателем от мотоцикла «Ява», работающим на метаноле.
В октябре 1984 года ХАДИ-24 установил четыре рекорда скорости СССР, но этот же год стал последним, когда в Союзе проводились заезды подобного рода. На дистанции в 500 метров автомобиль удалось разогнать до 110,4 км/ч, а на километре – до 132,8 км/ч. Расчетная максимальная скорость машины составляла 200 км/ч.
ХАДИ-26
ХАДИ-26 стал эволюцией предыдущего официального проекта харьковчан, ХАДИ-24 (предвкушая вопрос – был и ХАДИ-25 с турбированным вазовским двигателем, но работы по нему так и не были окончены). В основе лежала все та же трубчатая пространственная рама, однако стеклопластиковый кузов сделали закрытым и дополнили антикрылом.
Силовая установка почти не изменилась – это был мотор от мотоцикла «Ява». Разница в том, что на ХАДИ-26 моторов было два! То есть, вместо 64 сил было 128 л.с. К сожалению, подготовленный к 1985 году автомобиль, кроме выставок в РСФСР и Болгарии так ничего и не увидел – ни рекордов, ни трасс. Сейчас ХАДИ-26 находится в Лаборатории Скоростных Автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.
ХАДИ-27
Последним дрэгстером советского Харькова был ХАДИ-27, которым сейчас могут полюбоваться гости города на улице Чернышевской. Работа над автомобилем велась с 1985 по 1986 годы. Сначала планировалось оснастить дрэгстер двигателем от 13-й «Чайки», но в конечном итоге выбор пал на силовой агрегат ГАЗ-53.
Первоначальный вариант с газовским двигателем предусматривал наличие турбонаддува, однако от него решили отказаться, поэтому получился просто высокофорсированный мотор от грузовика, выдающий около 300 л.с. Коробки переключения передач у автомобиля не было, главная передача – прямозубая коническая. Жизнь этой машины почти полностью повторяла судьбу ХАДИ-26 – много выставок, много наград, но рекордного забега на проверку максимальной скорости так и не случилось.
Ленинград-Д
Возникает логичный вопрос – а строились ли дрэгстеры в СССР где-то помимо Харькова? Как минимум одна такая машина была точно создана в Ленинграде в 1970 году. Ее главной особенностью был двигатель от ГАЗ-21, чей рабочий объем увеличили до 2890 кубических сантиметров, а карбюратор заменили на систему впрыска с электронным управлением.
В результате, мощность мотора «Волги» выросла до 115 л.с., что позволило 380-килограммовой машине установить всесоюзный рекорд скорости на Дмитровском полигоне. Позже были проведены испытания на территории Чугуевского аэродрома, но из-за сложностей настройки инжектора и недостаточного качества взлетно-посадочной полосы тесты завершились... ничем. Автомобиль был утилизирован в 2009 году.