Renault 16 1966-го года из Ижевска
9 января 2018Полгода назад я рассказывал вам о редкой леворульной Mazda 1200 1970 года выпуска, которую продавали в Ижевске. То была одна из многих новых иномарок, которые организовано закупались Советским Союзом в качестве образцов для изучения/копирования на отечественные автомобильные заводы и научно-исследовательские институты.
Renault 16 из Ижевска
Параллельно с "японкой", в этом городе всплыл еще один раритет со схожей "биографией". Речь идет о французском хэтчбеке Renault 16 1966 года выпуска, который долгое время числился на балансе Ижевского автозавода.
После всесторонних испытаний и тестов, данную машину изредка использовали в качестве служебной для высших руководителей предприятия, а в начале 2000-х она перешла в частные руки, но эксплуатировалась совсем немного.
По словам продавца, оригинальный пробег авто составляет чуть более 20 тысяч километров. Изящный Renault на 100% комплектный и даже спустя 50 лет пребывает в отличной форме: и кузов, и салон сохранились очень неплохо.
Под капотом этого экземпляра — 1,5-литровый верхнеклапанный двигатель мощностью 55 л.с. Летом 2016 года за автомобиль просили 280 тысяч рублей, что, на мой взгляд — совсем немного, учитывая состояние и историческую ценность.
Модель 16 стала эпохальной не только для Renault, а и всего европейского автомобилестроения, заложив основы популяризации переднеприводных автомобилей с кузовом хэтчбэк. Фактически машина установила стандарты для этого класса на многие годы вперед и послужила объектом подражания для многих производителей во всем мире.
Европейский автомобиль года 1966
В 1966 году Renault 16 был удостоен титула "Европейский автомобиль года". Модель выпускалась в течение 15 лет, и даже в конце своей конвейерной жизни пользовалась хорошим спросом.
Рестайлинговое семейство Renault 16
С конструктивной точки зрения Renault 16 представлял собой переднеприводный автомобиль, построенный по компоновке с продольным расположением двигателя внутри колесной базы, позади трансмиссии и главной передачи. Данная схема обусловила такие особенности автомобиля, как невысокие тягово-сцепные качества из-за недостаточной загрузки передних колес и сильно загроможденное силовым агрегатом пространство передней части салона.
Конструкция Renault 16 в деталях
Подвеска всех колес — торсионная независимая, причем из-за последовательного расположения поперечных торсионов задней подвески на продольных рычагах колесная база автомобиля справа и слева отличалась на несколько сантиметров.
Кстати, именно этот изящный хэтчбек имел все шансы стать народным советским автомобилем и первенцем ВАЗа. Дело в том, что по итогам сравнительных испытаний НАМИ, в которых помимо Fiat 124 и Renault 16 также участвовали Ford Taunus 12M, Morris 1100, Peugeot 204 и Skoda MB1000, явным лидером оказался именно французский хэтчбек с ромбом на эмблеме. По большинству показателей Renault 16 c независимой торсионной подвеской всех колес уверенно переигрывал устаревшего на то время "итальянца" Fiat 124 с классической компоновкой, кузовом седан и нижневальным мотором.
Однако, как это часто бывало, вмешалась большая политика и закулисные договоренности. К тому же, тогдашняя технология производства Renault не позволяла достичь желаемых объемов производства машин в СССР.
Редкая фотография Renault 16 на советских номерах
И еще один Renault 16 с московской пропиской времен СССР
Тем не менее, внешний облик Renault 16 нашел свое отражение в другой отечественной машине. Взгляните на архивные фотографии предсерийного варианта Иж-2125 "Комби" — первого советского хэтчбека: сразу становится понятно, что вдохновение черпалось именно у французской машины. Правда, с технической начинкой решили не экспериментировать.
Предсерийный Иж-2125 1966 года
Интересный факт — первой иномаркой Владимира Высоцкого стал именно Renault 16 серого цвета, который ему подарила Марина Влади. Машину она купила на гонорар, полученный от съемок в рекламе мыла. Правда, автомобиль был на иностранных номерах, поэтому формально Высоцкому было запрещено выезжать на нем за пределы стокилометровой зоны от Москвы. Да и вообще: пользоваться зарубежными номерами на территории СССР разрешалось не более 6 месяцев, из-за чего у артиста возникали постоянные проблемы с представителями ГАИ. На этой машине Высоцкий и Влади ездили своим ходом в Париж в 1973 году.
Высоцкий и Влади в Париже
Судя по фото — садятся явно не в Renault 16. Кто сможет определить машину?