Почему светящиеся шины не пошли в серию
16 марта 2017Почему светящиеся шины не пошли в серию
История о том, как Goodyear разработала светящиеся шины, и почему мы не можем купить их сейчас В начале 1960-х годов Goodyear разработала экспериментальные «шины будущего», полупрозрачный прототип с крошечными лампочками, установленными на ободе. Тогда компания из Акрона предсказала будущую революцию в сфере персонализации автомобилей и выпустила экзотические шины, которые светились голубым, желтым, красным, зеленым и оранжевым светом. В какой-то момент светящиеся шины стали самой горячей темой в автомобильной индустрии.
В начале 60-х годов прошлого века Goodyear выпустила шины, которые светились голубым, желтым, красным, зеленым и оранжевым светом
Создавая эксклюзивные шины, инженеры Goodyear поместили подкрашенный синтетический каучук Neothane в специальные пресс-формы и разогрели массу, похожую на черную патоку, до 250 градусов. Этот метод существенно отличался от принятой тогда методики, согласно которой шина собиралась по частям из слоев прорезиненной ткани. «Это похоже на то, как готовят кексы, — говорил в 1962 году химик из Goodyear Уильям Ларсон (William M. Larson).
— Ты просто смешиваешь ингредиенты, выливаешь их в форму и ставишь ее в духовку». Г-н Ларсон разработал этот процесс в конце 1950-х вместе с еще одним химиком из Goodyear Энтони Финелли (Anthony Finelli). Neothane — это торговая марка Goodyear, под которой был изготовлен полиуретановый компаунд на нефтяной основе. Молекулярная структура Neothane представляла собой «трехмерную рыболовецкую сеть».
Лишенные корда и камеры шины не боялись проколов и порезов, и в Goodyear говорили, что они отлично справились с тестами на скорости до 100 км/ч. «Экспериментальные шины обеспечивали тихий и плавный ход, и наши испытания показали, что их износоустойчивость намного выше сегодняшних стандартов», — заявил Джон Хартц (John Hartz), разработчик из Goodyear.
Синтетический каучук можно было выкрасить в самые разные цвета, и это по понятным причинам пришлось по вкусу маркетинговому отделу компании. «Прозрачные шины Goodyear могут быть изготовлены в цвете вашего автомобиля… или же их можно подобрать под новый наряд вашей жены, — говорилось в рекламе того времени.
— Однажды жена сможет сказать мужу: "Чарли, иди и поменяй шины. Сегодня я одену свое голубое платье"». Инженеры установили по 18 небольших лампочек на каждый диск, чтобы шины светились в темноте. Электричество поставлялось через специальную проводку, а регулятор в салоне позволял водителю выбирать, будут шины мигать по отдельности или в унисон.
В 1960 году Goodyear пригласила на свой полигон в Акроне журналистов из Time. Фотограф сделал несколько снимков автомобилей на шинах, светящихся зеленым, желтым и красным, а репортер, помимо прочего, отметил, что шины также могут увеличивать безопасность в плохую погоду и начинать светиться, когда водитель нажимает на педаль газа.
Джон Хартц проводит презентацию светящихся шин собравшимся журналистам
Последовали также испытания в условиях реального мира. «Некоторые водители были так удивлены яркими цветами, что проезжали на красный свет или просто останавливались, чтобы посмотреть», — сообщал журнал Time. Goodyear установила шины, светящиеся красным, на открытый Dodge Polaris, и устроила показательную поездку по центру Майами. Как писали газеты, водители останавливались, а пешеходы долго провожали машину взглядом.
После этого Chrysler Silver 300 на таких же шинах проехал по Манхэттену, собрав толпы зевак на Таймс-Сквер, у Рокфеллеровского центра и штаб-квартиры ООН. Прохожие спрашивали у водителя, где купить такие шины, и их ждало разочарование, поскольку он отвечал, что они не появятся в продаже «еще несколько лет». «Нам еще очень многое предстоит сделать, но легко можно себе представить, что именно так будут выглядеть шины будущего», — говорил тогда директор по научным разработкам Goodyear Уолтер Ли (Walter Lee).
Dodge Polaris, который проехал по центру Майами на светящихся шинах
Dodge Polaris, который проехал по центру Майами на светящихся шинах
Хотя в магазинах шины не появились, они продолжали привлекать внимание на различных выставках и парадах, а шина, мерцающая красным светом, удивляла посетителей музея «Мир каучука» в здании Goodyear Hall. Одну шину одолжили для выставки Plastics USA, представленной в нескольких городах СССР, и американские СМИ писали, что советские жители от Киева до Москвы ждали в очереди часами, чтобы увидеть последние достижения американской промышленности.
Установить футуристические шины на автомобиль Goodyear разрешила только одному частному коллекционеру — жителю Дейтона Джиму Сконзакису (Jim Skonzakis), владельцу эксклюзивных автомобилей, более известному как Джим Стрит (Jim Street). Его шоу-кар, Golden Sahara, представлявший собой авто на радиоуправлении с кабиной-«пузырем», стал еще более роскошным благодаря четырем шинам, светившимся золотистым светом. Машина за 75 000 долларов появилась в фильме Cinderfella Джерри Льюиса (Jerry Lewis) и телешоу I've Got a Secret.
Как бы то ни было, хотя инженеры потратили более пяти лет на совершенствование «неотановых» шин, они так навсегда и остались экспериментом. У них было плохое сцепление на мокрой поверхности, они теряли устойчивость при скорости свыше 100 км/ч, и они начинали плавиться при резком торможении. И кроме всего прочего, они стоили дороже обычных шин. Goodyear без лишнего шума прекратила работу над «шинами будущего» и свернула один из самых ярких экспериментов в шинной отрасли. У мужей так и не появилась возможность менять шины под цвет платьев своих жен.