Петер Пфайффер и Mercedes
17 марта 2017Петер Пфайффер - человек, приведший Mercedes в XXI век. Многие выдающиеся дизайнеры работали над автомобилями марки Mercedes-Benz. Конечно, автомобили с трехлучевой звездой можно упрекнуть в излишнем консерватизме, чопорности, строгости, но даже если это и так, едва ли это их слабая сторона.
Если же учесть то, что многие сотрудники отдают своей компании полжизни, то такое трепетное отношение к традициям становится понятно. К подобным блюстителям традиций Mercedes с 40-летним стажем можно отнести и дизайнера Петера Пфайффера.
Родился Петер в 1943 году в немецкой семье на территории бывшей еще недавно Польшей, но после окончания войны семья была вынуждена переехать обратно в Германию. С самого детства парень тянулся к красивому: по настоянию отца, модельера фарфора, после окончания средней школы Петер прошел обучение на дизайнера в фирме, производившей фарфоровые изделия, а затем поступил в технический колледж дизайна фарфора.
В 1963 году во время учебной экскурсии на немецкий завод Ford в Кёльне юноша поинтересовался у главного дизайнера автопроизводителя Уэсли Дальберга, не найдётся ли у них вакансии. Дальберг, в тот момент как раз подбиравший людей в новый дизайнерский отдел, дал Пфайфферу домашнее задание и обещал принять парня, если результат ему понравится. Пфайффер не упустил такой возможности, показал себя с лучшей стороны и получил заветную должность, чем немало расстроил отца.
Четыре года Петер проработал в дизайнерском отделе немецкого Ford и в общем-то был всем доволен, но в 1967 году его земляк и бывший коллега по фарфоровому мастерству Джозеф Галлизендорфер стал настойчиво предлагать присоединится ко вновь созданному отделу дизайна компании Daimler-Benz AG. Около года Пфайффер сопротивлялся, но затем в возрасте 25 лет в первый и последний раз в жизни сменил место работы.
Петер и Джозеф отлично сошлись и стали хорошими друзьями, что положительно сказывалось и на совместных работах. Первым новшеством молодого отдела стало конструирование внешности прототипа с помощью глины, а не дерева, что значительно ускоряло процесс и позволяло вносить множество изменений в процессе работы. Позже, с переходом на пластилин, работать стало еще проще.
В 1978 году Петер Пфайффер занял должность руководителя Отдела дизайна легковых и коммерческих автомобилей и вскоре начал вводить проектирование с помощью компьютерных технологий. Его теперешний босс, Бруно Сакко, прекрасно известен любителям янгтаймеров Mercedes-Benz, однако ко многим его работам в качестве исполнителя приложил руку и наш герой. Его руке, в соавторстве с Сакко, Галлизендорфером и многими другими, принадлежит дизайн автобусов, кабин грузовиков, микроавтобусов, малотонажных грузовичков и, разумеется, легковых автомобилей марки Mercedes.
Пфайффер, к примеру, принимал участие в работе над дизайном Sprinter-а, Vito, A-класса W169, всеми C-классами вплоть до W205 модели, стаял у истоков революционных и неоднозначно принятых «глазастых» Mercedes с CLK -классом W208/C208, первым паркетником Mercedes M-класс W164, S-классом W220 и W221, Maybach 57 и 62, SLR McLaren. Также он многое сделал для реализации проекта Smart.
Одной из любимейших работ Пфайффера был SL-класс R230, создававшийся вместе с Бруно Сакко и Стивом Маттином, недооценить его поистине невозможно. Он одновременно воплощает в себе спортивный дух купе, а также статус и благородство S-класса.
В 1999 году Петер Пфайфер сменил Бруно Сакко на должности главного дизайнера Mercedes-Benz, и работа ему предстояла немалая, ведь крайне сдержанный стиль Сакко следовало надлежащим для марки способом адаптировать к реалиям наступающего XXI века. Именно благодаря его инициативе началось столь стремительное расширение модельной линейки. Он считал, что Mercedes должен быть не только очень красивым, дорогим автомобилем, который желает приобрести каждый, но еще и очень практичным, чтобы такая покупка была целесообразна. Для этого дизайнеры стали активно сотрудничать с отделом маркетинга. Одним из результатов такого сотрудничества стало появление R-класса: это не классический микроавтобус, но по вместимости он с ним сопоставим и ориентирован на более молодую аудиторию, он комфортнее кроссовера, в нём больше места и для детей доступ в салон значительно удобнее, он не похож на любой другой типичный минивэн.
Во всех автомобилях эпохи Пфайффера можно отметить большие плоские поверхности, чередующиеся с чёткими, прямыми линиями, что стало так же закономерно для Mercedes, как и трехлучевая звезда. Петер Пфайфер всегда выступал за уникальный образ каждой модели, отчего, кажется, его преемник Горден Вагенер отступился. В 2003 году Пфайффер был награждён Крестом за заслуги перед ФРГ, в 2004 году избран почётным профессором Будапештского университета искусств и дизайна, в 2007 — президентом Немецкого Совета по дизайну, а в 2008, достигнув 65-летнего возраста, ушел на пенсию.
Из уст дизайнера вылетело множество цитат, характеризующих стиль Mercedes, преемственность его традиций и взгляды на будущее. «Когда человек стоит перед Mercedes-Benz, он должен подумать: я хочу этот автомобиль». «Что всегда было важным для дизайна автомобилей Mercedes, и это, безусловно, не изменится – мы не хотим следовать моде, мы хотим быть современными».