Laser Club Car - куда приводят мечты
22 марта 2018Со мной так частенько бывает, попадается на глаза интересная картинка с автомобилем, которого никогда до этого не видел, и начинаешь копать, как так могло получиться, что я пропустил что-то интересное.
Очередное расследование, помощь в котором смогли оказать только слова – Laser Club Car! Начал гуглить и постепенно нашел одну интересную компанию, с не менее амбициозным названием Elite Enterprises.
Джерри Кнапп основал компанию в далеком 1969 году в штате Миннесота, и уже в 1971 году выпустил свой первый и достаточно оригинальный кит-кар под торговой маркой Elite. К слову сказать, кит-кар представляет собой набор деталей, которые используется для создания обновленного визуально или видоизмененного транспортного средства, как правило, на базе серийно производящегося автомобиля. Цель состоит в том, чтобы получилось что-то редкое и воспринималось как нечто эксклюзивное и дорогое, и очень индивидуальное. Подобные транспортные средства получили широкое распространение в США и Великобритании.
Предлагаю пробежаться по всем работам и посмотреть, насколько изменилась общая концепция от разработки первой модели, и заканчивая последней.
Laser GT 1971 года выпуска, даже не нашлось ни одной живой фотографии. Единственное, что вспыло, это рекламная брошюра, в которой рассказывается про модель. Кстати, стоимость буклета всего 25 долларов. Мне кажется, нет в дизайне какой-то законченности, такое чувство, что компания была в поисках стиля. Видимо, из-за сверхмалых продаж практически и не осталось упоминаний модели.
И кто-то из современников повторил кит-кар.
Дальше пошла уже серийная работа, хотя вряд ли 30 комплектов можно назвать успешной серией. В качестве донора взяли сверх дешевый и массовый Фольксваген Жук, который частенько использвали в качестве подопытного кролика. Внешний вид напоминает фургон службы доставки, только двери в стиле крыла чайки делают его похожим на автомобиль из научно-фантастического кино!
И сомневаюсь, что, смотря на переделку, можно определить, что взяли за основу, ведь от штатного автомобиля мало что состалось, даже элементы интерьера все новые, к тому же размер и пропорция значительно увеличились.
Хотя, это в целом справедливо для любого автомобиля, который выходил из ателье Кнаппа.
Из 70-х до нас дожили всего 2 эти модели и сомневаюсь, что второй экземпляр выглядит лучше. Стеклопластиковый кузов прошел через многое и вообще большое чудо, что можно его увидеть. Хотя уже нет того восторга и эмоций, но прошло почти 40 лет.
И вот небольшой парадокс. Чудеса, но они смогли выпустить на рынок модель под названием Laser 917. Неужели Порше в те времена не защищали все свои индексы моделей слаженной работой юристов? Ведь эта реплика не случайно получила такое название.
Снова база от Фольксвагена, на которую ставились различные двигатели, начиная от Mazda и Porsche и заканчивая 6-цилиндровыми от General Motors, но были маньяки, кто и доводил мощность за 300 сил используя V8. Хорошо хоть они не пытались добиться похожих динамических характеристик, ведь 917 был гоночной иконой тех лет и разгонялся до 340 км/ч. Самая массовая модель, которая выпускалась с 1972 года по 1982 год, они произвели на свет почти 700 автомобилей.
Я не хочу хамить, и даже наверное понимаю, что было достаточно непросто все это свести и выпустить подобный кит-кар, но к сожалению получилось какое-то жалкое подобие.
До наших дней дожило уже большее количество машин, но выглядят они примерно вот так. Экземпляры на ходу продаются от 10.000 до 20.000 долларов.
Англию я не зря вспомнил в самом начале, вот и старина Джерри сделал на них ставку, когда создал очередной кит под названием Laser J2X. Это была реплика английского гоночного автомобиля Allard. Выбор, конечно, странный, ведь к моменту выпуска реплики производство оригинальных автомобилей остановилось больше 20 лет назад, тиражом менее 2000 экземпляров. Тут даже есть пасхалочка, в довоенные годы этот производитель поставлял на рынок собственные реплики Bugatti.
Чувствуете смак, реплика на автомобиль, которая делала свои реплики. Но предлагаю закончить на хорошей ноте и добавить, что эти машины водили Кэрол Шелби и создатель Корвета, и уверен, что они точно на них повлияли.
Laser J2X имела свою собственную конструкцию, которая была разработана как для установки V8 спереди, так и для скромного двигателя от Жука, объемом 1.5 литра. Было произведено всего 83 автомобиля.
Дальше опять фургон-пикап-грузовик, с забавным названием Mini18. Видимо, владелец был не чужд иронии и любил посмеяться, другого объяснения я не вижу.
И тут тоже особое внимание к деталям, много хрома, длиннющий капот, высоченные выхлопные трубы, взмывающие в небо, в лучших традициях Резинового утенка из кинофильма Конвой.
Разве в голову придет, что это Фольксваген Жук?
Цены вполне гуманные!
В 21 век в приличном виде доехали не все.
Позднее было заключено соглашение с Chrysler, после чего название Chrysler Laser было разрешено использовать для одной из моделей. Сделка носила юридический характер, и компания не имела никакого отношения к модели Крайслер Лазер, но согласитесь, что подписанный договор тоже шел в зачет. И что-то я сомневаюсь, что они пришли к Порше и просили поделиться 3 цифрами 917, и тем более смогли бы выкупить права на них)
Довелось компании поучаствовать и в гоночной серии Формула V, которая имела определнный успех в 1970-х годах, ведь все основные компоненты, такие как двигатель, трансмиссия и подвеска, использовались от Фольксвагена Жука.
Ну и как же без пляжных багги, которых в те времена было великое множество. А ведь все потому, что для создания использовались те детали, которые были под рукой. Именно поэтому у них у всех оригинальный внешний вид, который сразу притягивает внимание, но с этим проблем у моделей Elite точно не было.
И закончим пост большим минивэном Laser Club Car, благодаря которому вся эта статья и появилась. К тому же эта модель стала последней разработкой компании. Начинка минивэна в лучших современных традициях — мощнейшая музыкальная система, бар, дизайнерская мебель, кондиционер и трансформируемое пространство, крыша поднималась и можно было стоять в автомобиле в полный рост. Здесь уже явно Фольксваген Жук не имел никакого отношения к модели. Был изготовлен всего один автомобиль, который, видимо, к сожалению, не сохранился.
В 1986 Кнапп умер и производство было приостановлено. В октябре 1991 года компания была ликвидирована. Старые сотрудники создали новые 2 компании: Quint Industries и Hardy Motors, которые поделили между собой выпускавшиеся Elite комплекты. Но видимо их тоже не надолго хватило, а жаль, ведь последняя разработка компании выглядела сногшибательно тогда, да и сейчас я не просто так на нее обратил внимание.