Каршеринг - непростой путь к сердцу автолюбителя
9 января 2018 Всё большей популярностью в крупных мегаполисах пользуется услуга каршеринга – краткосрочной аренды автомобиля. Уже ни для кого не секрет, что для высокой скорости перемещения по городу нужен не суперкар, а проездной на общественный транспорт.
Однако иногда всё же возникает необходимость в личном транспорте, для того чтобы добраться в район с плохой транспортной доступностью, перевезти пассажиров или какой-то груз. Чтобы не зависеть от такси и не тратить на подобную поездку целый день в городских пробках на личном автомобиле, которого, возможно, у вас и нет, удобнее всего добраться до ближайшего прокатного автомобиля, и, не переживая за его обслуживание, заправку, мойку и парковку, успеть везде вовремя.
Работа над созданием системы кратковременной аренды автомобилей на западе велась давно, ведь проблема дорожных заторов в Европе и США известна уже с середины XX века, а аренда автомобиля на сутки и более обычно излишняя трата денег.
Первый известный случай появления некоего подобия каршеринга был зарегистрирован в Цюрихе в 1948 году. Правда мотивы тогда были несколько иные. Группа граждан из одного жилищного кооператива, которые не могли позволить себе личные автомобили, объединилась в кооператив автомобильный и купила несколько машин, на которых затем по необходимости мог ездить каждый его член. Подобные эксперименты проводились и в других европейских странах, к примеру во Франции в 1971 году, но с самого начала он показал себя не самым хорошим образом и просуществовал лишь два года. Гораздо эффективнее оказался прототип каршеринга в Амстердаме, получивший название Witkar, что с голландского можно перевести как «белый автомобиль». Запущен он был в начале 1974 года и просуществовал до 1986-го.
Witkar был детищем изобретателя, дизайнера и политика Лоуренса Шиммельпенника, которого еще в конце 60-х озаботила проблема загруженности дорог Амстердама. Под свой проект он смог получить кредит в размере 250 000$, которые позволяли приобрести компьютер, разработать программное обеспечение для управления прокатом, произвести 35 уникальных автомобилей и 5 прокатных станций. Запас хода составлял 6 км, максимальная скорость равнялась 30 км/ч. Конечный план предполагал строительство 150 станций и 1000 автомобилей.
Это были двухместные электромобили, достаточно комфортные и удобные для узких улиц Амстердама. К сожалению, было несколько проблем: малая ёмкость аккумуляторов, станции проката были расположены не очень удачно, на одних станциях постоянно скапливалось большое количество машин, на других же их вовсе не было. За всё время существования пользователями Witkar стали около 4000 человек, однако данная система краткосрочного проката так и не получила развития и поддержки со стороны государства.
В настоящее время в Амстердаме нет подобной прокатной организации, и единственная компания, которая сдаёт автомобили в краткосрочный прокат в столице Голландии – это международная Car2go с автопарком, состоящим из городских микролитражек и электромобилей Smart.
Параллельно с проектом Witkar Лоуренс Шиммельпенник активно продвигал программу «белый велосипед». Он вместе со своими последователями оставлял по всему городу белые велосипеды, призывая граждан бесплатно пользоваться ими и передавать другим горожанам. Во многом благодаря его инициативам и содействию во всей Европе получил распространение прокат велосипедов для передвижения по городу.
Но практика краткосрочной аренды постоянно сталкивалась с проблемой сложности учёта фактического времени использования автомобиля, а также дистанционного доступа к нему без посещения прокатной конторы.
Лишь с середины 1980-х стали намечаться позитивные подвижки, в разных странах Европы начали появляться частные каршеринговые компании с небольшими автопарками, которые в 1991 году объединились в ассоциацию. Толчком послужило распространение систем GPS-контроля и методов бесключевого доступа. На тот момент их автопарк насчитывал 2 500 автомобилей, доступных в 700 пунктах проката, услугами которых пользовалось более 40 000 человек.
Основное развитие индустрии началось лишь в 2000-х, получив мощный толчок после присоединившихся к отрасли крупных игроков обычного проката, таких как Avis и Hertz. Появились и серьезные игроки на североамериканском континенте. Деятельности каршеринговых компаний стали благоволить местные власти, ведь при должной организации и поддержке люди пересаживаются на общественный транспорт и пользуются прокатными автомобилями. Многие каршеринговые компании, заботясь об экологии, формируют свой автопарк электромобилями и гибридными малолитражками. Автомобили обычно небольшого размера, что в городских условиях сильно упрощает жизнь водителя, будь то новичок или профессионал с большим стажем.
Значительно упростился и способы аренды. Стоит лишь единожды посетить офис каршеринговой компании для подписания договора, и в дальнейшем останется лишь пополнять дистанционно счёт. Ближайший автомобиль вы можете найти посредством мобильного приложения, забронировать его, открыть с помощью того же приложения, а затем распоряжаться по своему усмотрению, буквально как собственным.
В условиях современного мегаполиса каршеринг становится необходимостью, ведь даже самый заядлый автомобилист на день-другой может остаться без колёс, с такси тоже не всегда всё гладко, да и прокат обходится обычно в половину дешевле. Кто знает, может в будущем все автомобили станут общими?