Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

4 января 2018

Автомобильный энтузиаст начала прошлого века писал, что длительные зимы и тяжелые условия тормозят развитие автомобилизма в России, но ему все равно предрекают блестящее будущее. Так что Женева — Женевой, а мы предлагаем вам отправиться на сто лет назад, на автосалон в Санкт-Петербурге, где интересного было едва ли меньше, чем сейчас.

Правда, ровно сто лет назад весело и с огоньком начиналась Октябрьская революция и шла Первая мировая война. Британские солдаты, например, около местечка Месен заложили под немецкими позициями 455 тонн взрывчатых веществ и за одно мгновение уничтожили 10 000 человек. Воронка видна до сих пор.

Зато хорошо известно, что происходило на последнем довоенном автосалоне 1913 года, проходившем в тогдашней столице Российской империи — в Санкт-Петербурге.

Не Женева, конечно, но тоже ого-го — четвертая российская международная автомобильная выставка, которая должна была стимулировать «торговые сношения» и пропагандировать автомобилизм.

В предыдущем 1912 году в России было продано 3447 автомобилей, но из-за отсутствия упорядоченной системы регистрации машин общее количество машин на ходу было узнать невозможно. Назывались цифры около 10 000 на 170 000 000 человек.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

При этом сам автомобиль далеко не представлял из себя устоявшуюся конструкцию — новые технологии и решения появлялись каждый месяц. К слову, первая серийная машина с электрическим стартером была выпущена годом ранее, металлические колеса только начали вытеснять деревянные, а шины разных фирм менялись множеством разных способов.

Интересно, что средняя мощность автомобильных двигателей на этот момент не росла, а падала — в Европе этот показатель равнялся где-то 15-20 лошадиным силам. Просто на рынке появлялось все больше простых и доступных автомобилей, и они сокращали общую долю дорогих 6-цилиндровых машин.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

В продаже появились первые бюджетники — моторизированные велоколяски: двухцилиндровые, трехколесные «Циклонеты» и «Феномобили». Именно такой странный вид имели Renault Logan и Hyundai Solaris начала прошлого века.

Причем, большинство новинок на рынке представляли небольшие компании — гибкое производство и покупные детали позволяли вносить изменения в конструкцию хоть каждый месяц.

Большие фирмы с проверенными моделями и решениями расставаться не спешили — переналадить массовое производство было сложнее. Да и покупатели им доверяли — пойди, купи какую-нибудь коляску переходного типа, а потом возись с ней.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Упрощение сложных инженерных фантазий в пользу простоты и надежности было одним из главных трендов. Параллельно уменьшался размер и вес автомобилей, что тоже можно сравнить с современными тенденциями.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Но вернемся к самой автомобильной выставке, которая стала самой грандиозной по размаху в дореволюционной России.

Основная экспозиция поглотила петербургский Михайловский манеж и Казачий манеж, а аллея между ними была закрыта павильоном со стеклянной крышей.

Помещения автосалона украсили зарослями зеленого плюща, а сами машины стояли на зеленых помостах. Вокруг ходили сановные особы, владельцы фабрик, пароходов и прочие миллионщики. Звучала речь на разных европейских языках.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Нашлось место и для бара, где можно было обмыть удачную сделку, — каждую выставочную машину можно было приобрести.

В экспозиции было представлено множество фирм, выпускающих лодочные моторы, шины, смазочные материалы, тематические книги и журналы, но 78 из них представляли самих автопроизводителей и кузовные ателье — их еще называли каретниками. В результате, интересных экспонатов на выставке было даже больше, чем сейчас.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Названия большинства фирм — «Морс», «Ганза», «Ротшильд», «Эксцельсиор», «Итала», «Ллойд», «Гочкинс», «Изотта Фраскини», «Минерва», «Клеман-Байор», «Шебера», «Хорьх» — сейчас забыты, но мы остановимся на нескольких хорошо знакомых и по сей день.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

ROLLS-ROYCE LIMITED

Rolls-Royce уже тогда были машинами признанными и консервативными — так сказать, для «состоятельных господъ». Коробки передач «Роллсов», например, были 3-ступенчатыми, тогда как многие экипажи попроще давно имели четыре скорости.

Компания выпускала всего одно проверенное шасси, а роскошные кузова под него строили кузовные ателье.

Причем, фигурка леди на решетке радиатора еще не устанавливалась повсеместно, а ее прообраз, Элеанора Веласко Торнтон, еще была жива — через два года ей суждено погибнуть на лайнере, торпедированном немецкой подводной лодкой.

Двигатель «Роллсов» — рядная шестерка, собранная из двух отдельных чугунных отливок по три цилиндра. Цельные блоки уже появлялись, но литейное производство оставалось примитивным и некоторые фирмы даже по отдельности отливали каждый цилиндр.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Верхние части рубашки системы охлаждения крепились к мотору на болтах, чтобы их можно было снять, осмотреть и почистить, а карбюратор, как заявляла компания, был отрегулирован «под максимальную отдачу и наименьший расход горючего».

Отмечалось, что во время пробега Лондон-Эдинбург «коляска» Rolls Royce расходовала всего 12 литров топлива на 100 км.

Бензин подавался в двигатель из бака под давление воздуха, который закачивал насос. Контролировать его давление можно было по манометру на переднем щитке, где располагался и ручной насос для подкачки топлива во время холодного пуска.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Тормоза было два: ручной, активирующий барабаны на задних колесах, и ножной, сжимающий «шкив у коробки скоростей». Рессоры длинные и мягкие, из большого числа тонких листов, дабы обеспечивать шелковый ход для сановных особ.

Один Rolls-Royce, например, заказал сам Государь император. Кузов автомобиля был выполнен крупнейшим французским кузовным ателье Kellner et ses Fils, чей стенд он и украшал.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Особенной специализацией Kellner были кузова из лучших сортов дерева. Современники писали, что они лучше металлических подходят для российской погоды.

Сама императорская машина отличалась оригинальной конструкцией дверей — их верхняя часть могла складываться, превращая автомобиль в полуоткрытый.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

"MERCEDES" и BENZ

Немцы на тот момент активнее других стремились продвигать свою продукцию через гонки и выставки в России, так что заслуженно доминировали на рынке: из 78 экспонентов 27 представляли Германию, 21 — Францию и только 9 — Англию.

Самым знаменитым из них, конечно, была фирма Benz, которой человечество обязано автомобилем. Спустя почти 30 лет она оставалось крупнейшим немецким автопроизводителем с 7000 работниками и восемью типами шасси для города, туризма и спорта.

«Mercedes» же или Daimler-Motoren-Gesellschaft A.G. пока оставался отдельным предприятием, которое тоже участвовало в выставке. На этой компании и остановимся поподробнее.

Моторы выставочных «Мерседесов» отличались самой разнообразной конструкцией клапанов, парной отливкой цилиндров и крутились до умопомрачительных 1800 оборотов в минуту.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

За смазку агрегатов отвечал поршневой насос и запасной ручной насос на передней панели — представьте сегодня такое на S-Классе!

Бензин из бака подавался под давлением выхлопных газов. Две противоположные стихии — раскаленная выпускная система и взрывоопасный бензин — здесь работали заодно.

Сцепление конусное, с фрикционной поверхностью из кожи — оно требовало ухода, но все равно быстро истиралось. Конструкция этого агрегата тогда вообще отличалась разнообразием.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Коробка передач четырехскоростная, тормоз — ручной и ножной, как у Rolls-Royce, с охлаждением водой из специального резервуара.

Дополнительные передние тормоза сокращали тормозной путь в два раза, но отличались сложностью и встречались крайне редко. Например, на автомобилях «Изотта Фраскини».

Отмечалось, что перед глазами шофера в «Мерседесах», помимо традиционных приборов, был счетчик пройденного пути, спидометр и часы.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Изюминкой экспозиции был полугоночный дубль-фаэтон Mercedes 37/95, с клинообразным радиатором на цапфах, чтобы быть менее чувствительным к искривлениям рамы, и с удлиненной задней частью.

Крылья автомобиля для уменьшения сопротивления не доходили до подножек, а спицевые колеса были закрыты щитами. Дорогу освещали две цейсовских ацетиленовые фары, а привод на заднюю ось был цепным — как у большинства тогдашних гоночных автомобилей.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

RENAULT

Посетив автосалон, один из петербургских газетчиков особенно негодовал, что на выставке очень мало машин для массового покупателя, что делает ее интересной только для богатых миллионеров.

И стенд этой французской фирмы был тому только подтверждением — Renault тогда стоили очень дорого и были одними из самых престижных автомобилей в Европе.

Машины «Рено» были в гараже самого Государя императора, а один из французских автомобилей даже утонул годом ранее в грузовом трюме Титаника.

Характерный силуэт французским машинам придавал трубчатый радиатор, расположенный не перед, а за двигателем, где он обдувался даже не вентилятором, а специальными крылышками на маховике мотора.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Некоторые конструкторы ценили такую компоновку за лучшую защиту радиатора от внешних повреждений.

В России с системой охлаждения и без того было множество проблем: зимой вода по недосмотру превращалась в лед и могла разорвать каналы охлаждения или вывести из строя сам радиатор.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Интересно, что четырехскоростная коробка передач у автомобилей Renault располагалось где-то в районе сиденья шофера, а неразрезной задний мост ковался из цельного куска металла, в котором потом просверливались отверстия. Считалось, что такая конструкция дороже, но крепче и надежнее.

Центральное место на стенде вновь занимал автомобиль, сделанный по заказу Императора, — лимузин-ландоле с колесами большого диаметра, чтобы выдержать массу по-царски массивного шасси и кузова.

На автомобиль был установлен автоматический запуск «Бош», динамомашина для освещения и топливный бак, рассчитанный на 350 километров непрерывного пути.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Так же имелись «помещения» для багажа, и удобные сиденья для долгой комфортной поездки со всеми удобствами. А что тогда вообще подразумевалось под опциями комфорта?

Внутреннее плафонное освещение, закуриватели (именно так), портбукеты (вазочки для цветков), несессеры с походным инвентарем, валики для ног, ящички и отделения из дорогой древесины, куда можно что-то положить. Ну и, конечно, отделка: перламутр, ткани с росписями, дерево.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

OPEL

Еще не купленная General Motors марка Opel на тот момент была одной из крупнейших автофирм Германии. Шутка ли — 5000 сотрудников?!

При этом немцы быстро развивались, выпуская свои автомобили по лицензии в других странах Европы.

На стенде Opel выставлялось демонстрационное шасси и несколько автомобилей, название типов кузова которых сейчас бы вызвало дезориентацию с временными признаками помешательства.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Итак, в Санкт-Петербург немцы привезли шестиместный лимузин с торпедообразным передом и крышей для шофера — как тогда говорили, с внутренним управлением.

Еще — дубль-фаэтон двойное торпедо, который при желании превращался в закрытое купе типа ландоле. Двухместный фаэтон с одним добавочным задним местом. И торпедо-дубль-фаэтон.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года

Практически все перечисленное богатство было распродано — большинство экспонатов выставки остались в России и скорее всего впоследствии были реквизированы для использования на фронте. Ведь завтра была война.

Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года