Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

11 ноября 2018

Советского Cоюза больше нет, а три буквы КГБ сегодня звучат как "страшилка" из давно минувших времен. Однако, все еще живы ветераны разведывательных служб и память о их противостоянии в послевоенные годы. Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам, на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие машины (те кто о них знал) любя называли "догонялки".

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Сколько всего было спецмашин в СССР?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

За весь советский период на ГАЗе по заказу КБР было сделаны сотни машин. Первой была "Победа" М20Г в 6-цилиндровой модификации, с механической коробкой передач. Всего таких было выпущено 100 штук. Второй была "Волга"-23, которых было выпущено 603 штуки для КГБ. После этого былаимодели с мотором от "чайки", а также их модификации.

Шпионский автомобиль выглядел, как обычная "Волга"?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Советские шпионские автомобиль (как и шпионские авто других стран) внешне были неотличимы от серийных гражданских машин. Однако начинка таких автомобилей всегда значительно превосходила не только серийные модели, но и некоторые опытные образцы. Так, например, "Победа" М20Г была накмч быстрее самого скоростного гражданского авто своего времени. Более того, машины КГБ часто получали автоматическую коробку передач. Кстати, даже в этом случае, рычаг автоматической коробки передач внешне выглядел как самый обычный "гражданский".

Можно ли было распознать шпионскую "Волгу"?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Сделать это мог только настоящий профессионал. Дело в том, что звук двигателя машин КГБ все-таки отличался от звука двигателя серийных моделей по очевидной причине: звучание 8 цилиндров отличается от 4 иТакже, из-за более мощных двигателей такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Конструкторы смогли "изящно" замаскировать их, соединив на выходе в одну, однако заглянув под такую "Волгу" в ней быстро узнавалась совсем не гражданская версия.

Разведчики гоняли на черных "Волгах"?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Выражение "черный воронок" настолько плотно вошло в народное сознание с самых темных советских времен, что вместе с ним укоренился миф, будто бы все машины КГБ были черного цвета. Конечно, это не так. Красились шпионские "Волги" в самые разные расцветки, даже под такси. Все для того, чтобы сливаться в потоке автомобилей. Коллекционеры, к которым в руки попадали специальные продукты ГАЗ, рассказывали, что находили на "Волгах" по 5-10 слоев краски. Это указывает на то, что машину могли перекрашивать, если она "засветилась".

Государственные, в том числе специальные "Волги" могли быть черного цвета, однако, как правило, это были кортежные автомобили.

Для чего нужны были специальные "Волги"?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

С самого начала КГБ позиционировало специальный автомобиль как "машину наружного наблюдения". В первую очередь они были нужны для слежки за гостями из других стран. Иномарки в Советском союзе были редкостью, как правило, на них ездили журналисты и сотрудники иностранных посольств. Для наблюдения за ними и создавались такие машины. Больше всего сотрудников КГБ интересовали иномарки с индексом Д004 – это были американские послы. К слову, на таких номерах обозначала профессию владельца авто, а цифры – страну.

"Волга" КГБ была засекречена?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Нет, ни одна машина, поставленная на вооружение КГБ, не была засекречена. Вся техническая документация по улучшенным автомобилям была свободная доступна и не являлась государственной тайной. Так что о создании "заряженных" моделей все знали. Подвох был в том, что засекречена от и до была абсолютно вся дополнительная начинка таких машин, например, средства связи.

К слову, многие из этих аксессуаров не рассекречены КГБ и сегодня, а потому данный вопрос представляет собой этакую область мифов, легенд и писательских фантазий. Были ли у КГБ меняющиеся номера – сказать сложно, но достоверное известно, что автомобиль мог включать фары по отдельности.

А как "хоронили" шпионские машины?

Любопытные факты о шпионских автомобилях КГБ

Рано или поздно любая "Волга" КГБ вырабатывала свой ресурс или выходила из строя. В этом случае, с машины снималось все дополнительное оборудование и улучшенные механизмы, например, более мощный двигатель менялся на тот, что устанавливали на серийные авто. Так, ветеран советской разведки маскировался в последний раз и уходил на пенсию, попадая на вторичный рынок.